ГЛАВНАЯ >> О ДЕПАРТАМЕНТЕ ОБРАЗОВАНИЯ

История Департамента

Город Нальчик начал свою жизнедеятельность в 1724 году. До Октябрьской революции он насчитывал всего около семи тысяч человек населения. В нем было несколько промышленных предприятий полукустарного типа, одна больница на 12 коек и одна библиотека, которая принадлежала обществу трезвости. В Нальчике в основном функционировали мусульманские школы (мектебе и медресе). Из числа детей кабардинцев в них обучалось только 1,6 %, а детей балкарцев 0,47 %. В 1820 году в Нальчике была открыта первая (аманатская) русская школа для детей состоятельной части населения.

Нелегко себе представить, что еще совсем недавно в Кабардино-Балкарии негде было учиться и некому было учить. Кабардинцы и балкарцы даже не имели своей письменности. Мусульманское духовенство выступало против создания алфавитов родных языков кабардинцев и балкарцев, навязывая арабскую графическую основу и медресе.

Если вспомнить, что кабардинская и балкарская национальные письменности были созданы в 1924-1926 гг., то можно себе представить, какой огромный скачок был совершен в системе образования Кабардино-Балкарии. В 1910 г. во всех школах Нальчикского округа числилось 49 учителей, из них 31 имел низшее образование. Более  9%  всех детей и подростков школьного возраста оставалось вне школы. Число относительно грамотных кабардинцев составляло 1,9 %, балкарцев 0,9 %.

Грамотность являлась привилегией исключительно знатных людей, а грамотными считались люди, которые обучались чтению Корана в медресе. Первая светская школа в Нальчике открылась в 1850 г., а начальные школы в аулах возникли в 1875 г. Их было немного. Обучение в них велось на русском языке. В 1878 г. они были закрыты. В 1851 г. в Нальчике была открыта школа военных воспитанников, которая через 10 лет была преобразована в окружную городскую школу. В 1915 г. в Нальчике уже были одна семилетняя, одна средняя школа и реальное училище.

В июне 1918 года в Нальчикском окружном Совете был создан отдел народного образования, который начал открывать школы, занимался составлением учебных программ и подготовкой учителей. В 1920 году Нальчикский окружной комитет принял специальное постановление о школьном строительстве. С этой даты начинается отчет истории системы образования нашего города.

В короткий срок были достигнуты большие успехи в школьном строительстве. Получив в наследие 37 школ совершенно разрушенных, отделу народного образования удалось расширить сеть школ, доведя их количество до 90 в течение четырех лет. Количество учащихся до революции было 650, к 1924 году их численность возросла до 6500. Уже к 1930 году в школах Кабардино-Балкарии обучалось 27 тысяч учащихся.

Быстрое развитие школьной сети вызвало необходимость подготовки национальных кадров и обеспечения школ учительскими кадрами. По решению III съезда Советов Кабардино-Балкарской автономной области в январе 1924 года в городе Нальчике был открыт Ленинский учебный городок (ЛУГ). Этот учебный комбинат состоял из педагогического, медицинского, кооперативного, сельскохозяйственного, кустарно-ремесленного техникумов, совпартшколы и пионердома и стал своеобразной кузницей кадров для Кабардино-Балкарии. Треть его учеников составляли горянки. ЛУГ просуществовал до 1936 года, а педагогический техникум переименован в педучилище, в данное время - педколледж.

Рост сети школ потребовал открытия второго педагогического техникума, который стал готовить учителей русского языка для кабардинских и балкарских школ. Первый выпуск учителей состоялся в 1927 году.

В соответствии с правительственным постановлением "О всеобщем обязательном начальном обучении" в 1930 году в школах Нальчика началось осуществление всеобщего обязательного обучения детей с восьмилетнего возраста. В короткий срок были разработаны новые программы, учебники, учебные и методические пособия. В кабардинские и балкарские школы было направлено 330 выпускников Ленинского учебного городка и педагогического техникума.

В 1926 году появился Научно-исследовательский институт первое научное учреждение в республике. Он занимался разработкой методики преподавания, школьных программ, созданием учебников, обобщением опыта работы педагогических коллективов. Не менее важным событием в образовании и культурной жизни г. Нальчика явилось открытие в 1932 году педагогического института, на базе которого в 1957 году был создан Кабардино-Балкарский государственный университет.

За 25 лет своего существования педагогический институт подготовил шесть тысяч выпускников, что позволило решить проблему не только начального всеобуча, т.е. охвата школьным обучением всех детей в возрасте от восьми до двенадцати лет, но и обязательного семилетнего образования.

Наряду с решением задач всеобуча были приняты меры по строительству неполных средних и средних школ. Со времени введения всеобщего семилетнего образования в 1936 году в республике были созданы 92 начальные школы, 92 неполные средние школы и 59 средних школ. Впервые в 1936 году была открыта Нальчикская средняя школа.

В связи с огромным притоком в школы молодых учителей и необходимостью систематического повышения их квалификации в 1938 году на базе методического комбината Наркомпроса КБАССР в г. Нальчике был создан Институт усовершенство­вания учителей.

Наряду с обучением детей большое внимание уделялось ликвидации безграмотности взрослого населения. Повсеместно начали функционировать пункты ликбеза с трехмесячным сроком обучения, десятимесячные школы грамоты и школы для малограмотных. В 1925 1926 учебном году в Кабардино-Балкарии работало 185 ликпунктов и 20 школ для малограмотных.

С 1927 по 1930 год в ликпунктах и школах для малограмотных было обучено 54 тысячи человек, в том числе 23 тысячи женщин. К 1941 году неграмотность среди взрослого населения Кабардино-Балкарии была в основном ликвидирована. В 1940    1941 учебном году в республике насчитывалось 233 школы, в которых обучалось 71736 человек, несколько средних учебных заведений и государственный педагогический институт.

Великая Отечественная война нанесла системе просвещения республики тяжелый урон. В период фашистской оккупации были разрушены и сожжены 643 учебных заведений и культурно-просветительных учреждений, из них 208 школьных зданий, Дворец пионеров.

После освобождения Нальчика "занятия в школах шли в 2-3 смены, не хватало учебников, тетрадей, половина учителей не имела необходимого образовании. Пришлось начинать практически с нуля.

За 1946 1950 гг. в республике была полностью восстановлена и расширена сеть школ, вновь было открыто 35 школ, число общеобразовательных учреждений составило 250, учащихся в них - 73 500.

Дальнейшее расширение школьной сети, усиленная подготовка педагогических кадров позволили решить задачу осуществления всеобщего обязательного семилетнего (1951г.), а затем восьмилетнего образования (1962 г.) и создать условия для перехода к обязательному среднему образованию.

В 1945 -1950 гг. в г. Нальчике были открыты Республиканский интернат на 150 мест, в котором обучались дети воинов, погибших в Великой Отечественной войне, и Лесная школа на 100 мест для детей с ослабленным здоровьем. В 1956 - 1957 учебном году в г. Нальчике была открыта первая школа-интернат, которая позволила обеспечить в значительной степени всеобщее среднее образование, подготовить большое число молодежи из коренных национальностей для поступления в высшие учебные заведения.

Произошедший в 90-х гг. общесистемный социально-экономический кризис существенно затормозил развитие образования, обрекая его заняться самовыжива- нием. В современных условиях образование более не может оставаться в состоянии внутренней замкнутости и самодостаточности. Модернизация становится жизненно необходимой.

Уже несколько лет как Нальчик активно включился в реализацию Концепции модернизации российского образования на период до 2010г. В рамках Модернизации образования ведется работа по экспериментальной отработке форм единого государственного экзамена, по созданию условий для введения профильного обучения в старшей ступени общеобразовательной школы. Так, в отработку содержания предпрофилыюй подготовки включены 9 школ: 1, 2, 3, 6, 9, 13, 14, 21, 29.

В инфраструктуре сферы образования г. Нальчика появились новые модели воспитательно-образовательных учреждений: Психолого-медико-педагогическая консультация (на базе детского сада № 34), Центр психолого-педагогической и медико­социальной помощи (на базе бывшего детского сада № 67), учебно-воспитательные комплексы типа "Начальная школа детский сад" (№№ 18, 31, 44, 52, 58, 61, 63, 64, 66, 68).

На базе общеобразовательных школ открываются классы повышенной подготовки, классы углубленного изучения отдельных предметов (ОУ №№ 3, 4, 5, 6, 9, 10, 23, 27, 31), вводится изучение второго иностранного языка, отрабатывается эксперимент по предпрофильной подготовке.47 учителей, работающих r общеобразовательных учреждениях г. Нальчика, получили Соросовский грант учителя средней школы, 3 общеобразовательных учреждения награждены грантом Фонда Сороса. Ряд учителей и учащихся образовательных учреждений города участвуют в международной образовательной программе АСПРЯЛ и становятся ее лауреатами (Губжева Р.Т., учитель английского языка лицея № 2, Хашукоев А.А., учитель английского языка школы № 3; 15 учащихся из ОУ № 3 получили возможность обучения в разных учебных заведениях США). В 2003 году Хашукоев А.А. стал лауреатом конкурса "Учитель года России".

В рамках Федеральной целевой программы "Дети сироты" и Президентской программы "Дети КБР" Департаментом образования и науки г. Нальчика проводится систематическая работа по своевременному выявлению учету и устройству детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В 1999 году была создана муниципальная школа интернат для указанной категории детей. 




Панель управления